пиши-читай (1)

Содержание
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1. Основных характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: социально – гуманитарная.
Актуальность Программы
Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и
интересов

детей,

посещающих

детские

сады

в

речевом

развитии.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей,
у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие
трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к
низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство

зрительного,

пространственного

и

фонематического

восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Программа разработана в соответствии с Концепцией развития
дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением

Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Конституцией Российской
Федерации; Конвенцией о правах ребенка (одобренной Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989); Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от
24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденным

приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196, Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29

мая 2015 г. № 996-р, Национальным проектом «Образование», утвержденным
на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16).
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками,

буквами,

словами,

которые

помогут

детям

сформировать

мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,
овладеть навыками речевого общения, а также способствовать развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Отличительные особенности Программы
Программа составлена в результате изучения технологии по обучению
дошкольников элементам грамоты Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Дуровой
Н.В., Невской Л.Н., Е.В. Колесниковой «От звука к букве», методики Н.А.
Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста».
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей. В группу принимаются дети старшего дошкольного возраста.
Для успешного освоения программы формируются группы из 8 человек.
Режим занятий
1 год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа)
Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Всего 72 учебных часа (34 часа теории и 38 часов практики).
Уровень освоения программы: стартовый.
Форма обучения: фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, игра.
Формы

подведения

результатов:

беседа,

открытое

занятие,

практические упражнения, игры, работа в индивидуальной карточке.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: подготовка детей к обучению чтению и письму.

Задачи Программы:
Предметные (образовательные):
 познакомить с буквами и звуками русского алфавита;
 расширять словарный запас детей;
 учить читать по слогам;
 учить писать элементы букв.
Метапредметные (развивающие):
 развивать фонематические процессы;
 развивать память, внимание, мышление; речь;
 развивать мелкую моторику, глазомер.
Личностные (воспитательные):
 воспитывать у детей интерес к чтению и письму;
 содействовать воспитанию волевых качеств личности;
 совершенствовать коммуникативные навыки.
1.3. Содержание программы
Учебный план Программы
п/п

Название темы

Количество занятий

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

4

2

2

2.

Знакомство со звуками.
«Встреча Звука и Буквы»
«Звук и буква «А»

2

1

1

3.

«Звук и буква «О»

2

1

1

4.

«Звук и буква «И»

2

1

1

5.

«Звук и буква «У»

2

1

1

6.

Звук и буква «Ы»

2

1

1

7.

«Звук [Н], [Н'] и буква «Н»

2

1

1

8.

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»

2

1

1

9.

«Звуки [К] и [К'], буква «К»

2

1

1

10.

«Звуки [С] и [С'], буква «С»

2

1

1

11.

.«Звуки [Л] и [Л'], буква

2

1

1

1.

Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровые

12.

«Л»
«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»

2

1

1

13.

Звуки [В] и [В'], буква «В»

2

1

1

14.

Буква «Е»

2

1

1

15.

2

1

1

2

1

1

17.

«Звуки [П] и [П'], буква
«П»
«Звуки [М] и [М'], буква
«М»
«Звуки [З] и [З'], буква «З»

2

1

1

18.

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»

2

1

1

19.

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»

2

1

1

20.

Буква «Я»

2

1

1

21.

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»

2

1

1

22.

«Звук [Ч], буква «Ч»

2

1

1

23.

«Звук [Ш], буква «Ш»

2

1

1

24.

«Звук [Ж], буква «Ж»

2

1

1

25.

2

1

1

26.

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква
«Ф»
Буква «Ё»

2

1

1

27.

«Звук [Й], буква «Й»

2

1

1

28.

2

1

1

29.

«Звуки [Х] и [Х'], буква
«X»
Буква «Ю»

2

1

1

30.

«Звук [Ц], буква «Ц»

2

1

1

31.

«Звук и буква «Э»

2

1

1

32.

«Звук [Щ], буква «Щ»

2

1

1

33.

Буквы «ъ», «ь»

2

1

1

34.

Повторение. Закрепление

3

1

2

72

34

38

16.

Содержание учебного плана:
1. «Знакомство со звуками». «Встреча Звука и Буквы»

упражнения
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение
Игровое
упражнение.
Открытое занятие

Теория. Знакомство с разными звуками окружающего мира. Знакомство с
понятиями «Звуки речи», «Звук», «Буква», «Гласные - согласные».
Практика. Игровые упражнения на произнесение и распознавание звуков.
Распознавание на слух гласных и согласных звуков. Пропевание гласных
звуков.
2. «Звук и буква «А»
Теория. Знакомство с буквой «А». Звук «А».
Практика. Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Место звука в
слове (начало, середина, конец). Обозначение гласного звука. Печатание
буквы «А». Прописывание элементов буквы.
3. «Звук и буква «О»
Теория. Знакомство с буквой «О». Звук «О».
Практика. Выделение гласного звука [о] из потока звуков. Место звука в
слове (начало, середина, конец). Выделение звуков среди других гласных
звуков. Обозначение гласного звука. Печатание буквы «О». Прописывание
элементов буквы.
4. «Звук и буква «И»
Теория. Знакомство с буквой «И». Звук «И».
Практика. Выделение гласного звука [и] из потока звуков. Место звука в
слове (начало, середина, конец). Выделение звуков среди других гласных
звуков. Обозначение гласного звука. Печатание буквы «И». Прописывание
элементов буквы.
5. «Звук и буква «У»
Теория. Знакомство с буквой «У». Звук «У».
Практика. Выделение гласного звука [у] из потока звуков. Место звука в
слове (начало, середина, конец). Выделение звуков среди других гласных
звуков. Обозначение гласного звука. Звуковой анализ слогов ау-уа.
Составление и чтение слогов. Печатание буквы «У». Прописывание
элементов буквы.
6. «Звук и буква «Ы»

Теория. Знакомство с буквой «ы». Звук «ы».
Практика. Выделение гласного звука [ы] из потока звуков. Место звука в
слове (середина, конец). Выделение звуков среди других гласных звуков.
Образование множественного числа существительных. Печатание буквы
«ы». Прописывание элементов буквы.
7. «Звук [Н], [Н'] и буква «Н»
Теория. Знакомство со «Звуками [Н], [Н'] и буквой «Н». Понятие «Согласный
звук», «Слог», «Твердый – мягкий звук», их обозначение.
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов на-ан, но-он и др. Игры с
кубиками Зайцева Звуковой анализ слогов. Прописывание элементов буквы.
8. «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»
Теория. Знакомство со «Звуками [Т], [Т'] и буквой «Т». Понятие «Согласный
звук», «Слог», «Твердый – мягкий звук», их обозначение.
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов та-ат, ту-ут и др. Игры с
кубиками Зайцева. Звуковой анализ слогов. Прописывание слогов.
9. «Звуки [К] и [К'], буква «К»
Теория. Знакомство со «Звуками [К], [К'] и буквой «К». Понятие «Слово».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов. Игры с кубиками Зайцева.
Печатание слов кот – ток. Звуковой анализ слогов и слов. Прописывание
слогов.
10. «Звуки [С] и [С'], буква «С»
Теория. Знакомство со «Звуками [С], [С'] и буквой «С». Понятие «Слово».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.

Печатание буквы. Печатание и чтение слогов. Игры с кубиками Зайцева.
Печатание слов коса, сок, нос, нота. Звуковой анализ слогов и слов.
Прописывание слогов.
11. «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»
Теория. Знакомство со звуками [Л], [Л'] и буквой «Л». Понятие «Слово»,
«Слог».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов. Печатание слов. Звуковой
анализ слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
12. «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»
Теория. Знакомство со звуками [Р], [Р'] и буквой «Р».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове (начало, середина, конец). Определение твердости – мягкости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов. Печатание слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
13. Звуки [В] и [В'], буква «В»
Теория. Знакомство со звуками [В], [В'] и буквой «В».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука. Печатание буквы. Печатание
и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Деление слов
на слоги. Игры с кубиками Зайцева. Прописывание слогов.
14. Буква «Е»
Теория. Знакомство с буквой «Е».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
15. «Звуки [П] и [П'], буква «П». Понятие «звонкий - глухой»

Теория. Знакомство со звуками [П], [П'] и буквой «П».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
16. «Звуки [М] и [М'], буква «М»
Теория. Знакомство со звуками [М], [М'] и буквой «М».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
17. «Звуки [З] и [З'], буква «З»
Теория. Знакомство со звуками [З], [З'] и буквой «З».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
18. «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»
Теория. Знакомство со звуками [Б], [Б'] и буквой «Б».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука. Печатание буквы. Печатание
и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Деление слов
на слоги. Игры с кубиками Зайцева. Прописывание слогов.
19. «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»
Теория. Знакомство со звуками [Д], [Д'] и буквой «Д». Дифференциация
звуков д-т.

Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Игры с кубиками
Зайцева. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги.
Прописывание слогов.
20. Буква «Я»
Теория. Знакомство с буквой «Я».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
21. «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»
Теория. Знакомство со звуками [Г], [Г'] и буквой «Г».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
22. «Звук [Ч], буква «Ч»
Теория. Знакомство со звуком [Ч] и буквой «Ч».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
23. «Звук [Ш], буква «Ш»
Теория. Знакомство со звуком [Ш] и буквой «Ш». Практика. Выделение
звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове. Определение
твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука. Печатание буквы.
Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.
Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева. Прописывание слогов.

24. «Звук [Ж], буква «Ж»
Теория. Знакомство со звуком [Ж] и буквой «Ж».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
25. «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»
Теория. Знакомство со звуками [Ф], [Ф'] и буквой «Ф».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.
26. Буква «Ё»
Теория. Знакомство с буквой «Ё».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева.
27. «Звук [Й], буква «Й» Теория. Знакомство со звуком [Й], буквой «Й».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
28. «Звуки [Х] и [Х'], буква «X»
Теория. Знакомство со звуками [Х], [Х'] и буквой «Х».
Практика. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в
слове. Определение твердости – мягкости звука, звонкости – глухости звука.
Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками Зайцева.
Прописывание слогов.

29. Буква «Ю» Теория. Знакомство с буквой «Ю». Практика. Печатание
буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой анализ и синтез слогов и
слов. Деление слов на слоги Игры с кубиками Зайцева. Прописывание
слогов.
30. «Звук [Ц], буква «Ц» Теория. Знакомство со звуком [Ц], буквой «Ц».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
31. «Звук и буква «Э»
Теория. Знакомство со звуком [Э], буквой «Э».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
32. «Звук [Щ], буква «Щ»
Теория. Знакомство со звуком [Щ], буквой «Щ».
Практика. Печатание буквы. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Игры с кубиками
Зайцева. Прописывание слогов.
33. Буквы «ъ», «ь»
Теория. Знакомство с буквами «ь» «ъ».
Практика. Печатание букв. Печатание и чтение слогов и слов. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов. Деление слов на слоги. Прописывание слогов.
34. Повторение. Закрепление. Теория. Повторение материала. Практика.
Игровые упражнения с буквами, словами.
1.4. Планируемые результаты:
К концу обучения:
 знает буквы и звуки русского алфавита;
 умеет различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные звуки;

 умеет делить слова на слоги;
 умеет читать по слогам;
 проявляет интерес к чтению;
 умеет копировать различные элементы букв и буквы.
В результате обучения у детей формируются такие качества, как
организованность,

дисциплинированность,

умение

общаться

со

сверстниками, доброжелательность, коллективизм. Прививается интерес к
учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения
формируются

умения

понимать

и

выполнять

учебную

задачу

под

руководством педагога и самостоятельно.
2. Организационно – педагогические условия
2.1.Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№

Основные характеристики образовательного

п/п

процесса

1.

Количество учебных недель

37 недель

2.

Количество учебных дней

36

3.

Количество часов в неделю

1

4.

Количество часов

36

5.

Недель в I полугодии

16,5

6.

Недель в II полугодии

20,5

7.

Начало занятий

6 сентября

8.

Каникулы

нет

9.

Выходные дни

31 декабря-8 января

10.

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими
нормами. Мебель и оборудование.
1. Технические средства, компьютерное оборудование – 1 шт.

2. Магнитная демонстрационная доска 1 шт.
3. Шкафы для пособий - 1 шт.
4. Письменный стол для работы педагога -1 шт.
5. Столы для занятий с детьми – 4 шт.
6. Стулья детские- 8 шт.
Канцелярские товары, необходимые для реализации программы:
Бумага для офисной техники А4 (500л.)
Клей карандаш – 8 шт.
Карандаш простой – 8 шт.
Ластик – 8 шт.
Тетрадь (48 листов) – 8 шт.
Тетрадь крупная клетка - 8 шт.
Цветные карандаши – 8 наборов
Ручка - 8 шт.
Линейка - 8 шт.
Дидактические материалы:
1. Букварь Жуковой Н.С.
2. Буквы русского алфавита.
3. Кубики Зайцева.
4. Дидактические игры для развития фонематического слуха.
5. Раздаточный материал:
«Определи место звука в слове»,
«Подбери слова к схеме», предметные картинки, индивидуальные
карточки по темам.
Информационное обеспечение:
Компьютерные игры и тренажеры:
«Я учусь читать слова»,
"Баба-Яга учится читать",
«Учим буквы».
Аудиофайлы:

Музыкально-игровые упражнения.
Видео:
Обучающий мультфильм «Уроки тетушки Совы».
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий переобучение по
данному профилю.
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично –
поисковый, проблемный, исследовательский, игровой.
Педагогические технологии:
Технология развивающего обучения. Основой работы является
заимствование элементов систем обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:
занятие

имеет

гибкую

структуру,

создаются

проблемные

ситуации.

Приветствуется самостоятельная деятельность обучающихся, коллективный
поиск на основе наблюдения, выяснения закономерностей, самостоятельной
формулировки выводов. Создаются педагогические ситуации общения на
занятии, позволяющие каждому проявить инициативу, избирательность в
способах работы.
Здоровьесберегающие технологии
Динамичные

физкультминутки,

музыкально-ритмические

паузы,

специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях.
Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое
значение имеет психологический климат на занятии, который создаёт
педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона. В соответствии с
требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно проветривается во
время перерывов между занятиями, и в конце дня. Сквозное проветривание
помещений в присутствии детей не допускается.
Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует
пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся

спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания,
используется

богатый

дидактический

материал,

подбадривание

и

положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки
детей.
Игровые

технологии обладают средствами, активизирующими

деятельность детей. Именно в игре развиваются творческие способности
личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи,
занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические,
графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации,
сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютер

предоставляет

широкие

возможности

применения

наглядности, проведения дидактических игр, позволяет развивать мышление
детей, их творческую активность.
Технология

проектного

обучения

применяется

с

целью

самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного
опыта деятельности. Применение проектных технологий позволит детям
глубоко вникнуть в изучаемый материал, способствует самостоятельному
добыванию знаний, и, как следствие - желанию учиться.
Технология деятельностного подхода - это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной

степени

самостоятельной

познавательной

деятельности

обучающихся.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, наблюдение, беседа, диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия,

фотоотчеты,
отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Диагностика проводится по рабочей тетради «Диагностика готовности
к чтению и письму детей 6 – 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. Издательство
«Ювента» 2016 г. Диагностические задания представлены пятью разделами:
«Развитие звуковой культуры речи», «Развитие фонематического слуха»,
«Развитие графических навыков и моторики», «Развитие звукобуквенного
анализа», «Чтение». В тетради представлен весь диагностический материал и
диагностическая таблица с оценкой уровня развития ребенка.
3. Литература
Нормативная база
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ

Министерства

09.11.2018

№

196

просвещения

«Об

Российской

утверждении

Порядка

Федерации

от

организации

и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (редакция от 30.09.2020).
3. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации"

(вместе

проектированию

с

"Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)
5. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03. 2016 г.
«Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении
Порядка

применения

образовательную
дистанционных

организациями,

деятельность,
образовательных

осуществляющими

электронного
технологий

при

обучения,
реализации

образовательных программ".
7. Устав МАДОУ № 24
Для педагога:
1.

Воскобович В.В.

Игровое

пособие

по обучению чтению

«Складушки» – ООО Рив , 2009.
2.

Журова Л.Е.. Варенцова Н.С, Дурова Н.В., Невская Л.Н. / Под

ред. Н.В.Дуровой. «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое
пособие / - M.:Школа Пресс, 2012. -144 с.
3.

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. –

СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
4.

Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.:НОУДО

«Методики Н.Зайцева», 2012.
5.

Колесникова Е.В. «Программа от звука к букве. Обучение

дошкольников элементам грамоты»./ М., Изд. Ювента, 2016 г.
6.

Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-

6 лет. Учебнометодическое пособие к рабочей тетради "От А до Я"
(ФГОС)»./ М., Изд. Ювента,2016 г.
7.

Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей к чтению у

детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я
начинаю читать" (ФГОС)»./ М., Изд. Ювента, 2016 г.
8.

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет». Е.

В. Колесникова. Москва. Издательство «Ювента» 2016 г.

9.

Колесникова Е.В. Я начинаю читать.– М.: Ювента, 2017 – 64с.

10.

Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и

звуками. – М.: АСТ, 2016 – 112с.
11.

Пятибратова Н.В., практическое пособие «Учимся читать с

удовольствием, «Издательство ГНОМ» 2007.
12.

Юрчишина

В.Д.

Вижу-читаю-пишу.

Система

работы

по

обучению грамоте к школе группы. М:, Гном-пресс, 2007.
Для родителей (законных представителей):
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:

1.

Сфера, 2016 – 64с.
Бондарева Л.Ю. Развитие памяти, внимания и логического

2.

мышления. – М.: Астрель, Академия Развития, ВКТ, 2016 – 32с.
3.

Маниченко И. 10 законов воспитания. – М.: Умница, 2016 – 160с.

4.

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: АСТ, 2017 – 384с.

5.

Януш Корчак. Как любить ребёнка. – М.: АСТ, 2016 – 480с.
Для обучающихся:

1.

Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь. Развиваем навыки

чтения ( для детей 4-6 лет).- Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.- 64 с.
2.

Гаврина С.Е. Рабочая тетрадь 30 занятий для успешного развития

ребёнка. – М.:ИП Бурдина С.В., 2018 – 32с.
3.

Гаврина С.Е., Топоркова И.Г., Кутявина Н.Л., Щербинина С.В.,

Буквы и Слоги, Тетрадь дошкольника по обучению грамоте, 2002.
4.

Жукова Н.С. «Букварь», М, 2012 г.

5.

Колесникова Е.В «От А до Я» Рабочая тетрадь для детей 6-7

лет»./ М., Изд. Ювента, 2016 г.
6.

Оперенова О.В. «Я пишу слова». Санкт-Петербург «Норинт»,

2003 г.
7.

Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч.

/ С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».