программа Веселая кисточка

Содержание
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: художественная.
Актуальность Программы
Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и
интересов детей, посещающих детские сады в художественно-творческом
развитии. Развить художественное творчество, мелкую моторику рук,
подготовить руку ребенка к дальнейшей учебе в школе и познакомить
ребенка с нетрадиционными способами рисования. Эта одна из основных тем
работы по данной программе.
Программа разработана в соответствии с Концепцией развития
дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением

Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Конституцией Российской
Федерации; Конвенцией о правах ребенка (одобренной Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989); Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от
24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»; Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденным

приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196, Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р, Национальным проектом «Образование», утвержденным
на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16).
3

Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие и
формирование
овладение

художественно-творческой

новыми

техниками,

в

том

активности
числе

и

обучающихся,

нетрадиционными

(кляксография, оттиск поролоном и пробкой, набрызг, монотипия, печать
листьев, пальчиковая живопись) за счет игровых технологий.
Отличительные особенности Программы
В процессе проведения занятия создаются условия, которые дают
возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявлять
максимальную степень самостоятельности при выполнении задания.
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей. В группу принимаются дети среднего и старшего дошкольного
возраста (4-7 лет). Для успешного освоения программы формируются группы
из 8 человек.
Режим занятий
1 год обучения - 1 раз в неделю по 30 мин. (36 учебных часов)
Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Всего 36 учебных часов.
Уровень освоения программы: стартовый.
Форма обучения: индивидуально-групповая, фронтальная, парная.
Виды занятий: беседа и практические занятия.
Формы подведения результатов:
- беседа;
- игровые упражнения;
- показ приемов исполнения;
- практикумы;
- занятие – игра;
- мастер-класс;
- анализ;
4

- наблюдение;
- выставка детских работ.
В

процессе

технологии:

работы

используются

интерактивная,

следующие

педагогические

здоровьесберегающая,

технология

разноуровневого обучения, технология развивающего обучения.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель

Программы:

развитие

творческих

способностей

детей

дошкольного возраста посредством применения техник нетрадиционного
рисования.
Задачи Программы:
Предметные (обучающие):
- дать представление о различных видах искусств;
- обучать различным способам и приемам рисования;
-обучать

навыкам

работы

с

различными

инструментами

и

приспособлениями.
Метапредметные (развивающие):
- развивать интерес и способности к художественно-творческой
деятельности, художественный вкус, пространственное мышление,
память, воображение;
- развивать самостоятельность, усидчивость, мелкую моторику рук,
сенсорику пальцев и рук, глазомер;
- расширять культурный и интеллектуальный кругозор.
- развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Личностные (воспитательные):
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, а также
творческое отношение к труду.

5

1.3. Содержание программы
Учебный план Программы
п/п

Название темы

Количество занятий

Формы
аттестации/
контроля

Всего
1.

«Рисование яблока

Теория

Практика

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

ватными палочками»
(рисование ватными
палочками)
2.

«Подводный мир»
(рисование восковыми
мелками и акварелью)

3.

«Медвежонок»
(рисование крупой,
ватными палочками)

4.

«Грибы в корзинке»
(рисование
ладошками)

5.

«Мое любимое
дерево осенью»
(кляксография,
рисование
пальчиками)

6.

«Осень на опушке
краски разводила»
(печать листьями)

7.

«Белые мишки на
севере» (работа с
трафаретом)

8.

«Мимоза для мамы»
(рисование пальчиками)

9.

«Осенний лес»

6

(монотипия)
10.

«Лебеди» (рисование

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

ладошкой)
11.

«Обои в моей комнате»
(оттиск печатками +
поролон)

12.

«Зимний лес»
(рисование зубной
пастой)

13.

«Вороной скакун»
(рисование набрызгом)

14.

«Сова» (рисование
зубной пастой)

15.

«Елочка нарядная»
(рисование пальчиками +
оттиск поролоном)

16.

«Снегири на ветке»
(гуашь + рисование
солью)

17.

«Музыкальный
рисунок» (выбор техники
по желанию учащегося)

18.

«Зимний лес»
(рисование ладошкой)

19.

«Музыкальный узор»
(восковые мелки +
акварель)

20.

«Посуда» (тычок
полусухой жесткой
кистью)

21.

«Необычные машины»
(оттиск пробкой и
печатками, черный
маркер + акварель)

7

22.

«Галстук для папы»

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,2

0,8

Выставка

1

0,5

0,5

Итоговая

(оттиск пробкой,
печатками из ластика,
печать по трафарету)
23.

«Зимние напевы»
(рисование набрызгом)

24.

«Семеновские
матрешки» (оттиск
печатками)

25.

«8 марта» (печать по
трафарету, воздушные
фломастеры)

26.

«Моя семья» (рисование
+ аппликация: выбор
техники по желанию
учащегося)

27.

«Веселые человечки»
(волшебные веревочки)

28.

«Ранняя весна»
(пейзажная монотипия)

29.

«Космический пейзаж»
(граттаж)

30.

«Грачи прилетели»
(печать ластиком)

31.

«Ворона» (гуашь +
рисование манкой)

32.

«Аквариум» (рисование
ладошкой)

33.

«Праздничный салют
над городом» (восковые
мелки + акварель)

34.

«Красивый пейзаж»
(рисование песком)

35.

Итоговое открытое

8

занятие

выставка

Итоговое занятие

36.

1

0,5

0,5

Игровое
упражнение

36

8,4

27,6

Содержание учебного плана:
1. «Рисование

яблока

ватными

палочками»

(рисование

ватными

палочками)
Теория.

Стихотворение на данную

тему.

Знакомство

с

рисунками

художников на данную тему. Знакомство с техникой рисования ватными
палочками. Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике
безопасности при работе.
Практика. Рисование яблока ватными палочками.
2. «Подводный мир» (рисование восковыми мелками и акварелью)
Теория. Фотографии с изображением обитателей подводного мира, картинка
«Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря». Знакомство с техникой
рисования восковыми мелками и акварелью. Инструктаж по методу
рисования. Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование яблока ватными палочками.
3. «Медвежонок» (рисование крупой, ватными палочками)
Теория. Загадки про медведя. Иллюстрации по теме. Музыкальное
сопровождение, песня «Мишка косолапый». Инструктаж по методу
рисования. Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование крупой, ватными палочками.
4. «Грибы в корзинке» (рисование ладошками)
Теория. Иллюстрации по теме «Грибы». Пословицы про грибы. Инструктаж
по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование ладошками.
5. «Мое любимое дерево осенью» (кляксография, рисование пальчиками)
9

Теория. Иллюстрации по теме «Дерево осенью». Загадки про деревья..
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Кляксография, рисование пальчиками.
6. «Осень на опушке краски разводила» (печать листьями)
Теория. Иллюстрации по теме «Листья». Рассматривание различных листьев.
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Печать листьями.
7. «Белые мишки на севере» (работа с трафаретом)
Теория.

Иллюстрации

по

теме

«Белые

медведи».

Просматривание

видеосюжета про белых медведей. Инструктаж по методу рисования.
Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Работа с трафаретом.
8. «Мимоза для мамы» (рисование пальчиками).
Теория. Иллюстрации по теме «Мимозы». Стихотворение «Подарок маме».
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Рисование пальчиками.
9. «Осенний лес» (монотипия).
Теория. Иллюстрации по теме «Осенний лес». Стихотворение «Осенний
лес». Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности
при работе.
Практика. Рисование в стиле монотипия.
10. «Лебеди» (рисование ладошкой)
Теория. Иллюстрации по теме «Лебеди». Видеосюжет «Лебединое озеро».
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Рисование ладошкой.
11.«Обои в моей комнате» (оттиск печатками + поролон)
10

Теория. Иллюстрации по теме «Обои». Игра «Фантазия на тему…»
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Рисование оттиск- печатками + поролоном.
12.«Зимний лес» (рисование зубной пастой)
Теория. Иллюстрации по теме «Зимний лес». Игра «Фантазия на тему…»
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Рисование зубной пастой.
13.«Вороной скакун» (рисование набрызгом)
Теория. Иллюстрации по теме «Конь». Инструктаж по методу рисования.
Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование набрызгом.
14. «Сова» (рисование зубной пастой).
Теория. Иллюстрации по теме «Сова». Просмотр мультфильма «Винни
Пух…». Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике
безопасности при работе.
Практика. Рисование зубной пастой.
15. «Елочка нарядная» (рисование пальчиками + оттиск поролоном)
Теория. Иллюстрации по теме «Новогодняя ёлка». Просмотр мультфильма
«Когда зажигаются ёлки». Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по
технике безопасности при работе.
Практика. Рисование зубной пастой.
16. «Снегири на ветке» (гуашь + рисование солью)
Теория. Иллюстрации по теме «Снегири». Стихотворение «Снегирь».
Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике безопасности при
работе.
Практика. Рисование гуашью и соль.
17.«Музыкальный рисунок» (выбор техники по желанию учащегося)
11

Теория. Прослушивание музыкальной композиции «Итальянская песенка» из
детского альбома П.И. Чайковского. Инструктаж по методу рисования.
Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в выбранной технике.
18.«Зимний лес» (рисование ладошкой).
Теория. Просматривание иллюстраций по теме. Инструктаж по методу
рисования. Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование ладошкой.
19. «Музыкальный узор» (восковые мелки + акварель)
Теория. Прослушивание музыкальных композиций П.И. Чайковского
«Неаполитанская песенка» (радость), «Старинная французская песенка»
(грусть). Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по технике
безопасности при работе.
Практика. Рисование восковыми мелками и акварелью.
20.«Посуда» (тычок полусухой жесткой кистью).
Теория.

Разгадывание

загадок.

Инструктаж

по

методу

рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование тычком полусухой жесткой кистью.
21.«Необычные машины» (оттиск пробкой и печатками, черный маркер +
акварель).
Теория.

Разгадывание

загадок.

Инструктаж

по

методу

рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование оттиском пробки и печатками, используя черный
маркер и акварель.
22.«Галстук для папы» (оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по
трафарету).
Теория.

Разгадывание

загадок.

Инструктаж

по

методу

рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование оттиском пробкой, печатками из ластика, печать по
трафарету.
12

23.«Зимние напевы» (рисование набрызгом)
Теория.

Разгадывание

загадок.

Инструктаж

по

методу

рисования.

методу

рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование методом набрызга.
24. «Семеновские матрешки» (оттиск печатками)
Теория.

Разгадывание

загадок.

Инструктаж

по

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование методом оттиск печатками.
25.«8 марта» (печать по трафарету, воздушные фломастеры)
Теория. Стихи к 8 марта. Инструктаж по методу рисования. Инструктаж по
технике безопасности при работе.
Практика.

Рисование

методом

печати

по

трафарету,

использование

воздушных фломастеров.
26.«Моя семья» (рисование + аппликация: выбор техники по желанию)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование и аппликация, выбор техники по желанию.
27.«Веселые человечки» (волшебные веревочки).
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

по

методу рисования.

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование при помощи веревочек.
28.«Ранняя весна» (пейзажная монотипия)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в технике монотипия.
29.«Космический пейзаж» (граттаж)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в технике граттаж.
30.«Грачи прилетели» (печать ластиком).
13

Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в технике печать ластиком.
31.«Ворона» (гуашь + рисование манкой)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в технике гуашь + рисование манкой.
32.«Аквариум» (рисование ладошкой)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование в технике рисование ладошкой.
33.«Праздничный салют над городом» (восковые мелки + акварель)
Теория.

Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование восковыми мелками + акварелью.
34.«Красивый пейзаж» (рисование песком)
Теория. Иллюстрации

по

теме.

Инструктаж

по

методу рисования.

Инструктаж по технике безопасности при работе.
Практика. Рисование песком.
35.Итоговое открытое занятие.
Теория. Повторение материала.
Практика. Игровые упражнения.
36.Повторение. Закрепление.
Теория. Повторение материала.
Практика. Игровые упражнения.
1.4. Планируемые результаты:
К концу обучения:
Предметные результаты:
- знает различные виды искусств;
14

- владеет различными способами и приемами рисования;
-имеет

навык

работы

с

различными

инструментами

и

приспособлениями;
- использует нетрадиционные техники в самостоятельной
продуктивной деятельности;
- использует способы нестандартного раскрашивания;
- смешивает краски одновременно из 2-3 цветов;
- проявляет творчество в создании художественного образа;
- сознательно выбирает средства выражения для своего замысла;
- передаёт личное отношение к объекту изображения;
- передаёт движение фигур человека и животных;
- декоративно оформляет готовую работу;
Метапредметные результаты:
- развиты интерес и способности к художественно-творческой
деятельности, художественный вкус, пространственное мышление, память,
воображение;
- развиты самостоятельность, усидчивость, мелкая моторика рук,
сенсорика пальцев и рук, глазомер;
- расширен культурный и интеллектуальный кругозор.
Личностные результаты:
- обладает трудолюбием, аккуратностью, усидчивостью, а также
творчески относится к труду
В основу работы положена идея обучения без принуждения, основанная на
искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает уверенности
в своих силах, ставит воспитанника в позицию творца.

15

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№

Основные характеристики образовательного

п/п

процесса

1.

Количество учебных недель

37 недель

2.

Количество учебных дней

36

3.

Количество часов в неделю

1

4.

Количество часов

36

5.

Недель в I полугодии

16,5

6.

Недель в II полугодии

20,5

7.

Начало занятий

6 сентября

8.

Каникулы

нет

9.

Выходные дни

31 декабря-8 января

10.

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации Программы.
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими
нормами. Мебель и оборудование.
1. Технические средства, компьютерное оборудование – 1 шт.
2. Магнитная демонстрационная доска 1 шт.
3. Шкафы для пособий - 1 шт.
4. Письменный стол для работы педагога -1 шт.
5. Столы для занятий с детьми – 4 шт.
6. Стулья детские- 8 шт.
7. Канцелярские товары, необходимые для реализации программы:
8. Бумага для акварели - 8 шт.
9. Картон белый - 8 шт.
10.Тонированная бумага - 8 шт.
11.Тетрадь - 8 шт.
12.Клей карандаш – 8 шт.
16

13.Карандаш простой – 8 шт.
14.Ластик – 8 шт.
15.Цветные карандаши – 8 наборов
16.Акварельные краски – 8 шт.
17.Гуашь - 8 шт.
18.Карандаши цветные - 8 наборов
19.Палитра – 8 шт.
20.Ластик– 8 шт.
21.Восковые мелки - 8 наборов
22.Масляные мелки - 8 наборов
23.Свеча– 1 шт.
24.Ватные палочки- 4 наборов
25.Поролоновые печатки- 8 наборов
26.Коктейльные трубочки - 1 набор
27.Палочки для процарапывания - 1 набор
28.Матерчатые салфетки- 1 набор
29.Стаканы для воды– 8 шт.
30.Подставки под кисти – 4 шт.
31.Кисти– 8 шт.
Кадровое обеспечение:
Образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими базовое педагогическое образование и/или переподготовку по
профилю педагог дополнительного образования.
Методические материалы
Дидактические материалы:
1. Картотека физкультминуток

на занятиях по

нетрадиционному

рисованию.
2. Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному
рисованию.
17

3. Пособие «Рисуем без кисточки», Фатеева А.А.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий»

Под редакцией Р.Г.

Казаковой.
Раздаточный материал:
Иллюстрации художников по теме, предметные картинки.
Информационное обеспечение:
Аудиофайлы по теме занятия.
Видео: мультфильмы по теме занятия, видеофрагменты по теме
занятия.
Информационно-методическое
составляет

обеспечение

учебного

литература

по

учебно-методическая

процесса

направлению

изобразительной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично –
поисковый, проблемный, исследовательский, игровой.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности
по программе проводятся: − промежуточный контроль (декабрь).
Форма проведения: выставка творческих работ.
− итоговый контроль (апрель-май).
Форма проведения: выставка творческих работ.
Оценочные материалы
Эффективность реализации программы будет оцениваться согласно
заявленным результатам (предметным, метапредметным и личностным). В
рамках каждого планируемого результата (предметного, метапредметного и
личностного) сформулированы следующие измеряемые критерии:
Результаты освоения программы
Предметные результаты: - Метапредметные
знает

различные

виды результаты:

-

Личностные результаты: развиты обладает

трудолюбием,
18

искусств;

-

различными

способами

приемами
имеет

владеет интерес и способности к аккуратностью,

рисования;

навык

работы

и художественнотворческой

усидчивостью,

- деятельности,

творчески относится к труду

с художественный

а

также

вкус,

различными инструментами пространственное
и приспособлениями.

мышление,

память,

воображение;

развиты

-

самостоятельность,
усидчивость,
моторика

мелкая

рук,

сенсорика

пальцев и рук, глазомер; расширен

культурный

и

интеллектуальный кругозор.
1. Обладает теоретическими 1. Имеет художественный
знаниями о различных видах вкус,
искусств.

самостоятельно

воспроизводит
предмета

с

форму
достаточно

высокой

точностью,

правильно

располагает

расположение
частей,

отдельных

соотнося

их

по 1.

величине

Имеет

приобретать новые знания,

2. Знает и применяет на 2. Имеет самостоятельность, умения,
практике
способы

различные хорошо
и

развита

приемы моторика

рисования с использованием определять

рук,

умеет

мелкая волевые

прилагать

усилия

и

умеет преодолевать трудности и

расстояние

с препятствия

на

достижения

различных инструментов и помощью глазомера
приспособлений.

желание

пути
целей,

Умеет слушать и слышать стремится к красоте.
педагога,
собственное

формулировать
мнение

и

позицию, применяет новые
8 навыки и знания в области
декоративно-прикладного
искусства.
19

Результаты освоения модуля «Нетрадиционные техники рисования»
Предметные результаты: - Метапредметные
владеет

различными результаты:

способами

и

Личностные результаты: развиты обладает

-

трудолюбием,

приемами интерес и способности к аккуратностью,

рисования;

художественнотворческой

усидчивостью,

деятельности,

творчески

художественный

а

также

относится

к

вкус, труду.

пространственное
мышление,

память,

воображение;
1. Знает и применяет на 1. Имеет художественный 1.
практике
способы

различные вкус,
и

желание

самостоятельно приобретать новые знания,

приемы воспроизводит

рисования

Имеет

предмета

с

форму умения,

умеет

достаточно волевые

прилагать

усилия

и

высокой

точностью, преодолевать трудности и

правильно

располагает препятствия

расположение
частей,

на

отдельных достижения

соотнося

их

пути
целей,

по стремится к красоте.

величине.

По каждому результату в соответствующей ведомости по аттестации
выставляется уровень (высокий, средний, низкий) (Приложение № 1)
3. Список литературы
Нормативная база
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ

Министерства

09.11.2018 №

196

просвещения

«Об

Российской

утверждении

Федерации

от

Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (редакция от 30.09.2020).
3. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические
20

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации"

(вместе

проектированию

с

"Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)
5. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03. 2016 г.
«Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении
Порядка

применения

образовательную
дистанционных

организациями,

деятельность,
образовательных

осуществляющими

электронного
технологий

при

обучения,
реализации

образовательных программ".
7. Устав МАДОУ № 24
Для педагога:
1.

Вдовиченко, С. А. Дети светлой краской красят мир: Мини –

хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на
занятиях изобразительной деятельностью / С. А. Вдовиченко. – М.: Чистые
пруды, 2009. – 32 с.
2.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с

дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
– 80с.
3.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду. Часть 1. - М.: .Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.
21

4.

Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду. Часть 1/ Г.Н. Вдовиченко. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
2008. – 80 с.
5.
развитие

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое
дошкольников:

методическое

пособие

для

воспитателей

дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006. –
192с.
6.

Колдина, Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет»/ Д.Н. Колдина. - М.:

Мозаика-Синтез, 2010. – 48 с.
7.

Колль, М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А.

– Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.
8.

Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения

и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
9.

Неретина,

Л.В.

Конспекты

уроков

по

изобразительному

искусству, мифологии и фольклору. - М.: Владос, 2004. – 135 с.
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий Под редакцией Р.Г. Казаковой
12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом
тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
13. Фатеева А. А. Рисуем без кисточкн/Худож. А. А. Селиванов. —
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 96 с: ил. —
(Детский сад: день за днем. Практическое приложение).
14. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия
развития, 2006. – 96 с.
15. Шалаева, Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010. – 244 с.
Для родителей (законных представителей):
22

1.

Колль, М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А.

– Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.
2.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом

тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
3.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточкн/Худож. А. А. Селиванов. —

Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 96 с: ил. —
(Детский сад: день за днем. Практическое приложение).
4.

Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия

развития, 2006. – 96 с.
5.

Шалаева, Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010. – 244 с.

Для обучающихся:
1. Никитина, А.В. Рисование веревочкой/ А.В. Никитина. – М.:Каро,
2010. – 96 с.
2. Простые уроки рисования. От простого к сложному.- М.: Доброе
слово, 2012. – 128 с.
3. Румянцева, Е.А.Необычное рисование: Рабочая тетрадь для занятий с
детьми дошкольного возраста/Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.

23

Приложение № 1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Задания разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Весёлая кисточка» и выбранными видами контроля.
1. Декабрь– промежуточный контроль.
2. Май – итоговый контроль.
Форма демонстрации: выставка творческих работ.
Форма фиксации: ведомость по аттестации.
Описание задания для контроля:
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) Для начального и
текущего контроля в форме наблюдения, данные заносятся в таблицу с целью
выявления динамики развития каждого обучающегося в течение года.
1. Характер линии. Этот критерий включает четыре группы
показателей:
а) характер линии:
3 б- слитная;
2 б- линия прерывистая;
1 б- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
3б -средний;
2б-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
1б-слабый иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
3б-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
2б-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура:
1б-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура;
24

г) регуляция силы нажима:
3б-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;
2б-не всегда регулируется сила нажима и размах;
1б-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
3б-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
ошибки, неточности;
2б-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется,
темп

работы

увеличивается,

при

замечании—сникает,

деятельность

замедляется или вовсе прекращается);
1б- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
3б-адекватна;
2б-неадекватна (завышенная, заниженная);
1б-отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно,
средне, безразлично) ребенок относится:
3б- к предложенному заданию;
2б- к процессу деятельности;
1б- к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
3б- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
2б- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается к взрослому;
1б - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
25

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
№

ФИО

Характер линии
а

б

в

г

а

Регуляция

Уровень

деятельности

самостоятельности

б

Творчество

Итог

в

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».